Седмичный круг Богослужения.
Мысль написать о седмичном круге Богослужения: откуда он взялся, что лежит в его основе – возникла у меня после примерно такого разговора, который однажды произошел с моим товарищем в столовой:
– Что это у тебя: один день постный, другой нет.
– Потому что почти каждая среда и пятница у православных – постные дни.
– А почему именно эти дни?
– Очень просто: в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Его распяли.
– А почему это каждую неделю вспоминается, ведь событие однажды произошло, можно было бы и раз в год?
– Но ведь Воскресение Христово отмечается еженедельно, и это древнейшая практика.
Действительно, почти все люди имеют рабочую (или учебную) неделю, а потом – выходной. Один или два – это у кого как, но день, именуемый воскресеньем, выходной почти у всех. Меж тем причина, почему именно этот день недели является выходным, лежит на поверхности. И заключается она в том, что в этот день празднуется Воскресение Христово, т.е. Пасха, откуда и пошло русское название этого дня. В храмах накануне вечером и в самый воскресный день утром совершаются праздничные службы. И совмещать радость праздника с обычными заботами и делами считалось и считается неуместным, поэтому все дела, которые можно отложить, в этот день откладываются, не делаются, и в славянских языках (в том числе и в церковно-славянском) воскресный день называется Неделей. Изначально же этот день назывался день Солнца, или день Господень, как это читается в древних памятниках.
Впервые упоминание о семи днях встречается в самом начале книги Бытия, когда описывается сотворение Богом мира. И в конце творения, сказано, Бог почил от всех дел Своих:
«И благослови Бог день седьмый, и освяти eго: яко в той почи от всех дел Своих, яже начат Бог творити.» По-русски: «И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.» (Быт. 2, 3)
Но указание на отдых от своих обычных дел для человека встречается впервые гораздо позже, а именно в книге Исход, когда Господь дает пророку Моисею, а через него и всему еврейскому народу, вышедшему из Египетского плена, закон, и особенную его часть – 10 заповедей, одна из которых гласит:
«Помни день субботный, eже святити eго: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякаго дела в онь ты и сын твой и дщерь твоя, и раб твой и раба твоя, и вол твой и осля твое и всякий скот твой, и пришлец обитаяй у тебe: зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седьмый: сего ради благослови Господь день седьмый и освяти eго.» По-русски: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои: а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх. 20, 8 – 11)
В этот день евреи должны были отлагать свои житейские попечения ради воспоминания пасхи – исхода из Египта. Такой седмичный (семидневный) уклад жизни человека оказался настолько удобным и естественным, что искусственные попытки изменить его ни во времена Великой Французской революции, с их новым календарем и декадами, ни в Советской России с пяти- и шестидневками успехом не увенчались. К сожалению, в современном обществе так же не понимают, что воскресенье не просто выходной и нерабочий день, как во времена Христа фарисеи забыли, ради чего была установлена суббота – ради празднования пасхи.
Пасха ветхозаветная – освобождение из Египетского рабства – была прообразом Пасхи новозаветной – освобождения человека от рабства греху. Прообразовательный смысл ветхозаветной пасхи отражен и в церковном Богослужении. Например, в службе Великой Субботы есть такие слова: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: И благослови Бог день седьмый. Сия бо есть Благословенная Субота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий. Смотрением, еже на смерть, плотию субботствовав, и во еже бе паки возвращся воскресением дарова нам живот вечный, яко един Благ и Человеколюбец» (Утреня, стихира на стиховне, глас 8;
Именно поэтому день Воскресения Христова стал почитаться первыми христианами не меньше, чем суббота. Как издревле иудеи праздновали пасху – исход из Египта – и еженедельно, и ежегодно, так и христиане стали праздновать Пасху – Воскресение Христово – и еженедельно, и ежегодно. Еженедельное празднование Воскресения было настолько естественным и самоочевидным, что везде, повсеместно, принималось одинаково и отмечалось тоже одинаково, чего нельзя сказать о праздновании ежегодном: некоторое время в разных местах дата празднования Пасхи была разной, в разные дни оканчивался предпасхальный пост.
Но Воскресения не бывает без Креста. Христос не просто воскрес: Он умер ради нас на кресте и воскрес. И это христиане никогда не забывали. День распятия и смерти Христа отмечался и отмечается постом. Пост – это не только ограничения в пище. В первую очередь Богослужение постных дней наполняется песнопениями, обращающими мысленный взор молящегося на Голгофу, на распятого Христа. Не забывали христиане и предательство одного из ближайших учеников Христа – Иуды. В день предательства – среду – также установлен пост. Эти еженедельные посты отменяются только в дни величайших праздников – в Пасху на Светлой седмице, в Пятидесятницу на седмице после праздника, в Рождество Христово до кануна Богоявления – и лишь «гастрономически», т.е. только в пище, за 2 недели до начала Великого поста, некоторым образом в Сырную седмицу (на Масленицу).
Суббота как праздничный день до сих пор остается в Церкви, но не так, конечно, как воскресенье. Так, в субботы особым правилом запрещены посты (тогда как для воскресенья такого правила нет – само собой разумеется, что в Пасху, даже еженедельно воспоминаемую, поститься кощунственно; но тут имеется в виду опять же не гастрономия), есть только одна постная суббота – Великая Преблагословенная Суббота. В субботу совершается память всех святых, и память всех скончавшихся христиан. Именно на субботы приходятся все так называемые родительские дни, кроме Радоницы. А поминовение усопших в Церкви не связано со скорбью и отчаянием, а наоборот, с радостью о том, что человек в вере окончил свой жизненный путь и ныне со святыми предстоит Богу.
Остальные дни седмицы были наполнены особыми памятями много позже. И теперь в понедельник совершается память в честь небесных сил бесплотных: святых ангелов, вестников Божиих к людям, хранителей и наставников человека ко спасению. Во вторник совершается память в честь последнего ветхозаветного пророка, величайшего из рожденных женами, по словам Христа, – Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. В четверг совершается память в честь богопроповедников, вестников благой вести о Воскресении Христа во все концы вселенной – святых апостолов. Также в этот день может совершаться память особо чтимых святых, как совершается память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. В некоторых храмах по четвергам совершаются акафисты особо чтимым в той местности святым.
Итак, в первый день седмицы, в день, в который Бог мир привел от небытия к бытию, провел Израильский народ сквозь Чермное (Красное) море, избавив от преследования фараона, в день Благовещения, воспоминается Восресение Христово. Во второй день седмицы, в понедельник, совершается память в честь святых ангелов, во вторник – Иоанна Предтечи, в четверг – святых апостолов и святителя Николая. В среду и пяток – распятие и смерть Спасителя. В субботу, день упокоения, совершается память всех святых и всех преставльшихся православных христиан. И венчает Богослужебный круг Воскресение Христово, как день первый и день последний, прообраз нескончаемого дня всеобщего воскресения, «жизни будущаго века», Царствия Небесного, дарованного людям Воскресшим Христом. Поэтому в этот день отменяются великие (земные) поклоны, потому что мы, как совоскресшие Христу, радуемся Воскресению, и молимся стоя прямо.
Воскресения день, просветимся людие: Пасха Господня, Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поюще. (Прослушать